Site icon Алексей Хмелев

Моббинг

моббинг

Моббинг — насилие на работе

Моббинг — так называется психологическое насилие на работе 

Как известно, рабочий день среднестатистического взрослого человека длится восемь часов. То есть, большую часть времени человек проводит именно на работе, где вынужден не только общаться, но и выстраивать рабочие отношения с коллегами, сослуживцами и начальством.

И очень хорошо, если эти отношения основаны на взаимном уважении или даже личной симпатии. Тогда и работа в радость, и настроение хорошее.

Однако так происходит далеко не всегда. К сожалению, в последние десятилетия все чаще люди сталкиваются с понятием «моббинг». В переводе с английского «mob» – толпа. Моббинг означает конфликт между сотрудниками, при котором один из них подвергается нападкам со стороны других. Причём такие нападки носят постоянный и систематический характер. Чаще всего цель такой агрессии – увольнение сотрудника.

Первым эту проблему исследовал швейцарец Ханц Лейман в 1980 г. Лейман выделил 45 вариантов проявления моббинга, среди них клевета, социальная изоляция, постоянная критика, утаивание информации, крики, высмеивание и другие проявления агрессии.

Причины моббинга

Причины моббинга разнообразны, но чаще всего это выделение сотрудника из ряда всех других, общая нездоровая атмосфера в коллективе, зависть, озлобленность и неудовлетворённость, жажда власти у отдельных сотрудников. Например, отделом кадров после долгих поисков на работу принят высококвалифицированный специалист, который оказывается умнее, состоятельнее как работник.

Или, наоборот, в коллективе появляется молодой сотрудник, не имеющий опыта. Также это может быть новая секретарша, сотрудник, получивший повышение или ставший начальником своих бывших коллег, работник, пониженный в должности, коллега, которому нужно передать часть своей работы или полномочий, иностранец, провинциал, верующий человек среди неверующих и наоборот.

Причем далеко не редкость случаи, когда руководство компании или организации само участвует в таких действиях, либо открыто поощряет их. Бывает, что руководители просто не обращают на подобные действия внимания, не препятствуя развитию конфликта. Широко распространён моббинг со стороны руководства как способ поддержания дисциплины в коллективе. Старинный принцип «разделяй и властвуй» жив и поныне.

Чувство бессилия

В то же время сегодня моббинг не рассматривается как насилие, подобное, например, сексуальному. Кроме того, очень часто жертвы такого насилия настолько измучены и измотаны морально, что даже не собираются защищаться, тем более в судебном порядке.

В результате психологического и эмоционального насилия сотрудник чувствует себя ущемлённым, неполноценным, на нервной почве возникают различные заболевания, каждый рабочий день становится испытанием для нервной системы и психики сотрудника. Человек может плохо спать, он становится раздражительным, впадает в депрессию, не может сконцентрироваться на работе.

Такое состояние может довести до нервного срыва, инфаркта, инсульта и даже самоубийства. Здоровье такого сотрудника резко ухудшается. Он либо часто отсутствует ввиду болезней, либо уже не может квалифицированно выполнять свои обязанности. В конце концов, дело заканчивается увольнением по собственному желанию или по настоянию руководства.

Страдают все

Моббинг губителен не только для конкретного человека, который подвергается унижениям. В этот процесс вовлечены все члены коллектива, атмосфера накалена, постоянно присутствует вероятность открытых конфликтов. Это отражается на процессе работы и её результатах. Сотрудники тратят время и энергию на обдумывание деталей и участие в конфликте, вместо того, чтобы продуктивно работать. Причём это касается не только жертвы, но также агрессоров и наблюдателей.

Да, безусловно, контролировать ситуацию, следить за состоянием коллектива должен непосредственно руководитель подразделения либо менеджер по персоналу. Их грамотное и своевременное вмешательство может погасить нарастающий конфликт и предотвратить все негативные последствия. Иногда хватает простого доверительного разговора с обеими сторонами.

Ответственным лицам нужно быть очень внимательными, чтобы вовремя выявить жертву. Такой человек из-за непрекращающихся нападок находится в состоянии постоянного стресса, сам зачастую груб и агрессивен, так как не ждёт от других ничего хорошего и готов к новым атакам. Кроме того, он не уверен в себе, имеет низкую самооценку.

Чем раньше, тем лучше

Выявив проблему, нужно как можно раньше начать действовать, чтобы сгладить ситуацию, сделать атмосферу в коллективе терпимой и дружелюбной. Для этого нужно всячески дать понять сотрудникам, непосредственно не вовлечённым в конфликт, что средство против моббинга – это ни в коем случае не поддерживать агрессивную сторону. Напротив, поддержать необходимо сторону пострадавшую.

Зачастую руководители, идя по пути наименьшего сопротивления, увольняют и жертву моббинга, и главного агрессора. Однако такой подход в корне не верен. От такого решения страдает репутация фирмы. Кроме того, возникает необходимость искать новых работников. Лучше проанализировать ситуацию, решить проблему и восстановить целостность коллектива.

Конфликты возникают в каждой организации, это неизбежно. Между работниками разных отделов, между членами одного коллектива ввиду различий их профессиональных и личных качеств, между руководителями и подчинёнными. Абсолютно любой человек может стать жертвой моббинга. Конечно, в идеале, каждому человеку нужно владеть хотя бы азами техник противостояния психологическому давлению и манипулированию.

Решению конфликтов можно научиться

Иметь навыки решения спорных и конфликтных ситуаций не только на работе, но и в семье, в бытовых вопросах. Неплохо было бы при помощи специалиста проанализировать и проработать наиболее часто повторяющиеся конфликтные ситуации, понять причины их возникновения и выработать механизм их распознавания и предотвращения.

Если по каким-то причинам такой возможности нет, то при первых же симптомах моббинга сотрудник немедленно должен указать на данный факт непосредственному руководителю либо менеджеру по персоналу. А их прямая обязанность вовремя заметить конфликт и свести его к минимуму, предотвращая, таким образом, потери как для организации в целом, так и для каждого её сотрудника.

В противном случае, если помощь со стороны ответственных лиц отсутствует, сотруднику стоит задуматься о смене работы. И чем раньше, тем лучше для него самого. Здоровая нервная система и психика несравнимо дороже любых денег.

Не стоит терпеть такую ситуацию. Если у вас не получается самостоятельно справиться с этой проблемой, приходите на консультацию и я вам помогу.

 

Click to rate this post!
[Total: 0 Average: 0]